Четвертый антимонопольный пакет одобрен в первом чтении
Вчера Госдума одобрила в первом чтении законопроект1, предусматривающий сокращение административных ограничений для бизнеса (четвертый антимонопольный пакет).
Напомним, что документ разработан ФАС России во исполнение "дорожной карты" по развитию конкуренции и совершенствованию антимонопольной политики и в соответствии с рекомендациями Организации экономического сотрудничества и развития.
По словам руководителя ФАС России Игоря Артемьева, законопроект на 2/3 состоит из антибюрократических элементов. Он предусматривает существенное сокращение административных барьеров для бизнеса, снижение участия государства в экономике и повышение ответственности должностных лиц органов власти за антиконкурентные действия. В частности, предлагается:
- исключить из сферы антимонопольного регулирования действия доминирующих хозяйствующих субъектов, связанные с ущемлением интересов граждан и организаций, в случаях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
- закрепить возможность установления Правительством РФ правил недискриминационного доступа к товарам, производимым или реализуемым хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение и не являющимся субъектом естественной монополии;
- признать картелем соглашения, заключенные между хозяйствующими субъектами-покупателями;
- установить запрет на соглашения между организаторами торгов или заказчиками с участниками таких торгов, если такие соглашения имеют целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции или созданию преимущественных условий для каких-либо участников;
- сократить виды финансовых услуг, для получения которых органам власти требуется проводить открытый конкурс или аукцион, а также установить возможность использования рейтинга российских и международных рейтинговых агентств только в случае, если не удается установить финансовую устойчивость финансовой организации иными способами;
- предусмотреть необходимость получения предварительного согласования федерального антимонопольного органа на случаи заключения хозяйствующими субъектами-конкурентами соглашений о совместной деятельности при суммарной стоимости их активов более 7 млрд руб. или суммарной выручке от реализации товаров за год, предшествующий году заключения соглашения, более 10 млрд руб.;
- запрет создания государственных и муниципальных унитарных предприятий без предварительного согласования с антимонопольным органом и т. д.
Кроме того, предполагается расширить круг лиц, которым могут быть направлены предостережения о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства. В него планируется включить должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов госвласти субъектов РФ и местного самоуправления, организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, государственных внебюджетных фондов. Также планируется ввести наказание в виде дисквалификации за повторное нарушение должностными лицами органов власти положений антимонопольного законодательства.